17 января 2014 г.

Когда игра не стоит свеч?

Вчера на Хабре проскочила статья под заголовком "Чтобы внедрить ERP-систему на производстве". Автор вполне обстоятельно расписывает, что должно быть на предприятии, чтобы внедрить ERP. Приведу небольшую цитату, которая, собственно, и побудила меня написать эту заметку: "Итак, что же нужно, чтобы в компании была внедрена ERP система? Ну, во-первых, в ваших туалетах должно быть чисто. Состояние туалетов - это состояние компании в целом."

Можно долго рассуждать, является ли внедрение ERP проектом IT и насколько готова компания к внедрению, проводить исследования и обзоры различных систем, рассуждать о сроках внедрения и скрытых затратах - все это поводы для длительных нудных совещаний. Начинать же стоит с ответа на вопрос "Для зачем мы все это затеваем?" И вот тут появляется столько вариантов...

Капитализация

Вполне такой себе сносный оправдательный вариант. Даже если и не взлетит, всегда можно сказать: "Зато мы увеличили капитализацию своей компании". Но мой вам совет: хотите капитализироваться, постройте офис - недвижимость всегда будет дорожать.

Потому что надо двигаться вперед

"Все внедряют, значит, и нам надо внедрять!" Вот именно у вас есть огромный шанс внедрить у себя ERP. Более того, за вас будут бороться многие консалтинговые компании. Слетятся как мухи на варенье. Ведь вы готовы перенять передовой опыт, купить модную систему и перестроить свой бизнес под правила, продиктованные прыткими улыбчивыми парнями в аккуратных костюмчиках и голубых рубашках. 85% таких проектов заканчиваются успешно. Так что вам стоит попробовать. Нет, я серьезно, 85% - это очень хороший показатель. Остальные 15% в данном случае происходят исключительно по причине прекращения финансирования. А внедренным проект считается, когда вы купили максимально возможное количество лицензий, часов консалтинга и подписали годовой договор на обслуживание. И, главное, все без обмана: цель внедрения - внедрение.

Надоел бардак

Вот даже и не думайте "наведение порядка" делать целью внедрения ERP. Не взлетит. В этом случае соотношение успеха и провала становятся ровно противоположными предыдущему пункту. В большинстве случаев вы просто добавите себе еще один фактор бардака. Наведите порядок, а потом начинайте поиск и внедрение ERP.

Количественные показатели

Вот эта мотивация и есть тот самый философский камень внедрения. Многие консалтеры расскажут вам, что их система позволяет в некоторых случаях повышать производительность труда, снижать издержки, улучшать управляемость аж в несколько раз, но вас же интересуют показатели, привязанные именно к вашим реалиям. В чем это выражается? Ну, например, хотели увеличить отгрузки товара в два раза. Вполне может быть как одна из целей. Но этот показатель не удалось достигнуть. Нет, ERP внедрили, все работает гладко, но отгрузки не увеличились. Считать ли это успешным внедрением? Или вот еще: отгрузки увеличились ровно так, как и ожидали, но затраты увеличились несоизмеримо больше. Считается ли это успешным внедрением?

И чо делать?

А действительно, и ЧО делать? Во-первых, наведите порядок в туалетах. После этого решите, что вас не устраивает в текущем положении дел, и что хотите получить. Причем, описывайте это в осмысленных количественных показателях. Как я писал выше, внедрить одну программу вместо зоопарка - это тоже количественный показатель, и если именно он является основоположником в проекте, цель будет достигнута с максимальной долей вероятности. Во-вторых, не считайте, что этим проектом должно заниматься ваше IT-подразделение. Их задача всего лишь обеспечить техническое сопровождение. В-третьих, составьте план проекта. Не календарный, а поэтапный, т.е. что за чем будет делаться. И постарайтесь хотя бы приблизительно оценить затраты. И умоляю, не скидывайте со счетов стоимость обучения ваших сотрудников!
Ну, что - получили примерную стоимость и сроки? Теперь умножьте все на два! Вы готовы? Игра стоит свеч?..

Комментариев нет:

Отправить комментарий