12 апреля 2013 г.

"Профессия" ("Олимпиада"). А.Азимов

Через меня проходит много книг. Чаще - хороших. Иногда попадаются, скажем так, не совсем те, которые мне необходимы. Причиной тому - малое количество реальных отзывов. Аннотация к книге должна вас привлечь, поэтому малоинформативна. Отзывы типа "лучшая книга по теме, что я читал" или "маст хэв!" ситуацию не улучшают. Вот и вздумалось мне создать небольшой раздельчик с описанием книг, которые я прочел - возможно, кому-то пригодится. В большинстве своем, это будут специализированные издания сферы IT или бизнес-литература, но иногда будут проскакивать и худлитки.
Рассказ "Профессия" (в некоторых переводах - "Олимпиада") запомнился мне еще с детства. Главный герой - будущий программист из времени, в котором однозначно определен утилитарный подход к знаниям и образованию: после тестов, определяющих предрасположенность, знания записываются в мозг с обучающих пленок. Образование по книгам исключено из жизни. Тем не менее, еще с детского возраста главный герой пытается понять, понравится ли ему быть программистом, изучая основы по книгам. Именно это, по его мнению, помешало ему в день образования - его мозг не был способен принять ни одну образовательную пленку. Дальнейшее пребывание в "приюте для слабоумных" и попытки исправить несправедливость наводят его на мысль, что где-то должны быть люди, которые создают образовательные пленки. Их тоже учат по пленкам? Но тогда кто создает пленки для тех, кто учит создавать пленки?
Вряд ли можно заставить человека создавать, просто сказав ему "твори - ты это можешь", даже дав ему какие-то знания. Более того, определенный набор знаний дают человеку профессию, но не возможность и умение творить и созидать.
Почему я захотел перечитать этот рассказ и именно с него начать цикл "Книжный мир"? Занимаясь созданием и управлением командами в сфере IT уже более 10 лет, я все чаще замечаю, что именно самоучки чаще всего не останавливаются на достигнутом в плане образования. Большинство людей с дипломами уверены, что получили в институтах все, что им потребуется в дальнейшей жизни, а когда возникнет потребность изучить что-то новое, они это изучат. Полагаю, что именно так и будет. Вот только кто создает эти потребности?

Комментариев нет:

Отправить комментарий